Правила поведения при пожаре в самолете

Содержание

Действия при пожаре в самолете — Портал по безопасности

Правила поведения при пожаре в самолете

Как показывает практика, основными причинами авиационных аварий являются: нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования; разрушения отдельных конструкций самолета; отказ двигателей; перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров; недостаток топлива.

§ 9.4.1. Действия при декомпрессии

Декомпрессия – это разряжение воздуха в салоне самолета при нарушении его герметичности. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева – из салона уходит воздух. Резко снижается видимость, салон наполняется пылью и туманом. Из легких человека быстро выходит воздух, его невозможно задержать. Одновременно могут возникнуть боли в кишечнике и звон в ушах.

В таком случае немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь оказать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это Ваш ребенок: если Вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, вы оба окажетесь без кислорода, что может привести к гибели. После надевания маски сразу же пристегните ремни безопасности и готовьтесь к резкому снижению самолета.

§ 9.4.2. Действия при пожаре на борту самолета

При пожаре на борту самолета наибольшую опасность представляет не огонь, а дым. Дышите только через хлопчатобумажные или шерстяные элементы одежды, по возможности, смоченные водой. Пробираясь к выходу, двигайтесь пригнувшись или на четвереньках — внизу салона задымленность меньше.

Защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т.п.

После приземления и остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу, так как высока вероятность взрыва. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки. При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется сильная задымленность или открытый огонь.

После выхода из самолета удалитесь от него как можно дальше и лягте на землю, закрыв голову руками, так как возможен взрыв топлива.

§ 9.4.3. Действия в условиях «жесткой» посадки самолета

Перед взлетом и посадкой тщательно подгоните ремень безопасности — он должен быть плотно закреплен как можно ниже у Ваших бедер. Проверьте, нет ли у Вас над головой тяжелых сумок, чемоданов и т.д.

Аварии на взлете и посадке внезапны, поэтому обращайте внимание на дым, резкое снижение, остановку двигателей и т.д. Выньте из карманов острые предметы, согнитесь и плотно сцепите руки под коленями или схватитесь за лодыжки. Голову наклоните как можно ниже. Ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло.

В момент удара максимально напрягите мышцы тела и приготовьтесь к значительным перегрузкам. Ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолета и сохраняйте спокойствие.

Источник: http://sodpm.ru/Book/PageConstructor?pageid=161

Безопасное поведение в самолете при чрезвычайных обстоятельствах

Для обеспечения безопасности при авиаперелете в экстренных ситуация, еще при посадке на борт самолета в обязательном порядке члены экипажа проводят краткий инструктаж пассажиров, где рассказывают о нормах и принципах поведения в нештатных ситуациях.

Нарушение этих правил чревато трагичными последствиями для всех пассажиров рейса, в том числе для нарушителя. Все путешественники, находящиеся в салоне самолета, обязаны соблюдать технику безопасности на борту в любой ситуации, что особенно важно в экстренных случаях. За нарушение правил безопасности в самолете предусмотрен большой денежный штраф и тюремное наказание.

Чрезвычайные ситуации на борту

Самолет – безопасный вид транспорта, что признано официальной статистикой. Аварийные ситуации на борту происходят крайне редко. Численность пострадавших пассажиров в чрезвычайной ситуации при авиаперелете значительно меньше, чем в тех же автомобильных ДТП.

Но даже на самом современном и исправном лайнере могут случиться внештатные ситуации, влекущие риски полного разрушения самолета или смертельной опасности для всех пассажиров рейса.

По статистическим данным авиационных служб, 80% авиакатастроф происходят по причине человеческого фактора и только 15% – технические неисправности самолета.

Все чрезвычайные ситуации в самолете подразделяются на несколько видов:

  • Катастрофа – авиационное происшествие на воздушном судне, повлекшее гибель людей.
  • Авария – внештатная ситуация на борту, повлекшая серьезные повреждения самолета, но без человеческих жертв.
  • Поломки – непредвиденная ситуация, связанная с техническими неисправностями авиационного судна, влияющая не снижение безопасности полета.
  • Террористический захват.

Что нужно делать при экстренных ситуациях

Существуют основные правила безопасного поведения в самолете в экстренных ситуациях, соблюдение которых подлежит обязательному исполнению со стороны всех участников авиационного путешествия.

Невнимательное отношение к указаниям членов экипажа и при недостатке информации о нормах поведения на борту в нештатных ситуациях увеличиваются риски опасности для жизни и здоровья всех граждан, находящихся в самолете.

Если все будут действовать грамотно и уверенно, ответственно соблюдая порядок действий в чрезвычайной ситуации на борту, появляются шансы на благополучный исход авиационного путешествия.

При пожаре в самолете

Возгорание в авиационном судне может возникнуть по причине технической неисправности лайнера, повлекшей замыкание электрооборудования, а также при несоблюдении правил поведения самими пассажирами, игнорирующими запреты на курение в салоне.

Правила безопасности при пожаре в самолете:

  • После посадки на рейс внимательно осмотрите салон и запомните, где находятся аварийные выходы. Просчитайте количество рядов до этого места, чтобы в задымленном пространстве у вас была возможность быстро сориентироваться и выбраться к аварийному выходу.
  • Эвакуироваться с горящего самолета можно в первые 2-3 минуты, поэтому очень важно не растеряться в такой ситуации, действовать быстро и осознанно.
  • Если возгорание произошло еще на взлетной полосе, нельзя задерживаться у воздушного трапа, необходимо как можно скорей спрыгнуть и удалиться на безопасное расстояние.
  • Чтобы не получить сильные ожоги, рекомендуется снять легковоспламеняющуюся синтетическую одежду, а открытые участки кожи по возможности закрыть тканью из натуральных материалов.
  • В случае сильного задымления салона совершайте продвижение к аварийному выходу, пригнувшись к полу. Лицо, в частности органы дыхания, лучше закрыть платком или любой другой тряпкой, смоченной в воде.
  • В самолете есть люки, которые нельзя открывать при пожаре. Это может усилить пламя и привести к более трагичным последствиям.

На борту самолетов имеются огнетушители, с помощью которых экипаж предпримет попытки самостоятельный борьбы с огнем.

При аварии в самолете

Во время авиаперелета может случиться аварийная ситуация, исход которой часто зависит от соблюдения техники безопасности всеми пассажирами рейса.

Источник: https://sivcomsks.com/deystviya-pri-pozhare-v-samolete/

Семь правил поведения в падающем самолете | Милосердие.ru

Правила поведения при пожаре в самолете

Фото с сайта self.com

Автор книги – специалист по эргономике авиационного оборудования, принимал участие во многих разработках 1960-1980-х годов, и, кроме того, анализировал статистику и конкретные случаи аварий за эти годы, беседовал с выжившими участниками авиапроисшествий.

В оригинале книжка называется «Просто на всякий случай», её русский перевод, заверенный и рекомендованный к прочтению кафедрой безопасности института гражданской авиации, вышел ещё в 1989 году, но в плане безопасности с тех пор мало что изменилось. А «Боинги», упомянутые в книге, летают теперь и в России.

В действительности аварии с фатальным исходом (гибель одного или более пассажиров) составляют лишь 15% от всех авиапроисшествий. Причём даже во время таких аварий большинство пассажиров (в общей сумме) остаются в живых.

Юрий, пилот гражданской авиации, командир воздушного судна:
Моё личное мнение – в катастрофе «SuperJet»спаслось невероятно много людей, если учесть, что часть выходов была заблокирована пожаром. В ситуации с пожаром или когда происходит сильный удар о землю, выходы вообще могут не открыться – например, потому что был повреждён фюзеляж. То, что хотя бы два выхода открылись, и кто-то вышел, — большая удача.

Правило 1. Не надейтесь на стюардесс

Фото с сайта oyster.com

Читайте также  Правила радиообмена дисциплина радиопереговоров

Приходя на борт, многие уверены, что в аварийной ситуации кабинный экипаж будет опекать их так же, как делает это на протяжении обычного полёта. Несомненно, правила эвакуации лучше всего знают именно стюардессы, которые проходят специальную подготовку, они руководят эвакуацией пассажиров, и их надо слушаться беспрекословно.

Однако нужно иметь в виду, что при сильной турбулентности или экстренном снижении стюардессы, ходящие по салону, бывают ранены в несколько раз чаще, чем пассажиры, сидящие в креслах. При быстрой декомпрессии (разгерметизация салона и выход воздуха в пробоину) занятая активной работой стюардесса потеряет сознание быстрее пассажира, спокойно сидящего в кресле. Кроме того, при аварии может быть шумно, и не все распоряжения экипажа слышны.

Вывод: знаниями о путях спасения должен обладать сам пассажир.

Правило 2.Правила лучше учить на земле

Фото с сайта nomadicmatt.com

Многочисленные опросы, которые приводит в своей книге Дэниэл Джонсон, свидетельствуют: среди тех, кто спасся во время авиапроисшествий, большинство внимательно слушали инструктаж стюардесс и читали памятку для пассажира. Количество ранений среди читателей памятки было в 4 раза меньше, чем среди тех, кто её не читал.

Кроме того, в США проводили эксперименты, давая читать правила эвакуации группе пассажиров в самолёте, на котором имитировалась авария, другой группе в самолёте, который летел спокойно, и группе пассажиров на земле. Лучше всего усвоили правила те, кто читал их на земле в спокойной обстановке.

Знание правил эвакуации заранее помогает избежать паники на борту. Не меньшую опасность несёт бездействие пассажиров. Иногда в стрессовой ситуации люди впадали в ступор, вместо того, чтобы просто выйти в аварийный выход. Заблаговременное изучение правил эвакуации помогает ослабить и такую нервную реакцию.

Вывод: как минимум, послушайте внимательно, что говорит стюардесса в начале полёта, почитайте памятку и повертите головой в поисках аварийных выходов – когда эта информация понадобится, делать это будет некогда.

Правило 3.Ремень всегда застёгнут и затянут ниже бёдер

Фото с сайта bestlifeonline.com

В истории известны случаи, когда при турбулентности или резких снижениях пассажиров, находящихся не в креслах и непристёгнутых, буквально прижимало к потолку. Если пилот видит опасность столкновения с другим судном, предупредить о ней он, как правило, не успевает. Итог – переломы и травмы у пассажиров и стюардесс. Опасность представляют также пряжки незастёгнутых ремней безопасности (они бьют рядом сидящих пассажиров).

Если в фюзеляже или иллюминаторе образовалась пробоина, через которую за борт моментально вытекает воздух, ремни безопасности предотвращают вытягивание за борт человека, сидящего рядом с дырой. Правда, за всю историю авиапроисшествий таких случаев Джонсон упоминает всего два.

Вывод: Ремень безопасности стоит держать застёгнутым всё время, пока вы в кресле. Фиксировать его нужно плотно и как можно ниже на бёдрах. При фиксации на талии при аварии есть риск повредить ремнём внутренние органы.

Кстати, потренируйтесь расстёгивать ремень. В стрессовой ситуации наш мозг склонен воспроизводить более привычные и отработанные движения. Известны случаи, когда при эвакуации пассажиры пытались расстегнуть самолётный ремень, как автомобильный.

Правило 4. Маску надо надеть за 15 секунд

Фото с сайта stewartslaw.com

Салон самолёта в полёте похож на полностью герметичную капсулу, из которой искусственно удаляется лишний углекислый газ и подкачивается кислород. С забортным воздухом кабина самолёта не сообщается – он слишком разреженный и холодный.

кислорода в воздухе кабины называется «высотой в кабине», так как в ней искусственно поддерживается содержание кислорода, аналогичное составу воздуха на определённой высоте. Обычно поддерживаемая «высота в кабине» — 1500 метров. Этого количества кислорода человеку вполне хватает для нормального самочувствия, хотя может наблюдаться незначительное уменьшение остроты зрения.

Современные самолёты летают на высотах десять-двенадцать тысяч метров, сверхзвуковые аэробусы, ныне снятые с полётов, поднимались до двадцати тысяч. В аварийной ситуации, даже не связанной непосредственно с пробоиной, «высота в кабине» может увеличиваться в отдельных случаях до 4500 метров. В этих условиях без дополнительного кислорода человек уже через 10 минут может ощутить симптомы «горной болезни» — головокружение, головную боль, временное ухудшение памяти.

Употребление алкоголя и курение на борту могут привести к «высотной болезни» даже при обычной «высоте в кабине», так как алкоголь и углекислый газ препятствуют усвоению кислорода из воздуха.

При быстрой декомпрессии на больших высотах (большая пробоина в борту) у человека есть всего 15-20 секунд до потери сознания, чтобы натянуть маску. (У стюардессы, занятой активной работой (её мозг потребляет больше кислорода), времени натянуть маску ещё меньше. А лётчиков специально тренируют в барокамерах распознавать малейшие признаки декомпрессии, они умеют надевать маски за 5 секунд).

Маски выпадают из панели при «высоте в кабине» выше 4300 метров, содержат чистый кислород и предназначены для компенсации отсутствия кислорода в воздухе. Дышать чистым кислородом непродолжительное время не опасно. Всего маска содержит кислорода на 10-12 минут, этого времени достаточно, чтобы пилоты снизили высоту полёта.

Вывод: Маску надо надевать самостоятельно, как только она выпала из панели, так как кабинный экипаж может даже не успеть сделать объявление о том, что маски надо надеть. Стюардессы при этом сами будут в масках, так что объявить что-либо им будет сложно. Ходить по рядам и помогать надевать маски каждому они тоже смогут не всегда. Перед надеванием маску следует потянуть на себя, в это время в ней вынимается клапан, открывающий подачу кислорода. Раньше для открытия клапана у масок были отдельные шнурки, теперь конструкцию изменили, и пассажир непроизвольно вытаскивает клапан, подтягивая маску от панели к лицу.

Кислородную маску следует обязательно закрепить на лице с помощью лямки. Во-первых, это позволяет плотно прижать её к лицу и не терять кислород. Во-вторых, даже после того, как начал дышать из маски, пассажир может потерять сознание. Лямка – гарантия того, что маска не упадёт с лица.

Правило 5.Не важно, где сидеть

Фото с сайта thepointsguy.com

При подведении общей статистики аварий, меньше всего жертв и раненых оказывается в хвостовой части самолёта. Однако следует иметь в виду, что наиболее безопасные места могут различаться при разных типах аварий. В результате резких манёвров и турбулентности травм в хвостовой части салона было несколько больше, чем в носовой. При приземлении на воду, как и при пожарах на борту, определить наиболее безопасные места в принципе затруднительно.

Вывод: не заморачивайтесь поиском «самого безопасного места». Разные места хороши для разных ситуаций. Лучше, входя в самолёт, посчитайте количество рядов от вашего места до ближайшего аварийного выхода – это знание пригодится, если эвакуироваться придётся в дыму наощупь.

У пассажиров, сидящих непосредственно рядом с аварийным выходом, есть дополнительная обязанность – при аварии они помогают его открывать.

— Есть ли в самолёте более безопасные места?

Юрий, пилот, КВС: Даже люди с паранормальными способностями не могут предсказать, что может произойти с самолётом при аварии. Может, например, снести переднюю часть фюзеляжа. Тогда в живых останутся те, кто сидит в конце. При ударе может отвалиться хвост – и останутся те, кто сидел в хвосте, а пассажиры с рядов в месте разлома погибнут.

— А сидеть возле аварийного выхода не лучше?

— Если это выход на крыло, это может быть бесполезно, если, например, горят двигатели.

Правило 6.Эвакуация: ремни помогают, одежда защищает от пламени, а вот острые каблуки и сумки режут трапы

Фото с сайта bbc.com

Большинство аварий случаются при взлёте или посадке, и оповестить о них не успевают. Но если к аварийной посадке начали готовить загодя, есть время принять некоторые меры.

При аварийной посадке следует схватиться руками за спинку впередистоящего кресла и пригнуть голову к рукам. (Некоторые компании предлагают согнуться, взявшись руками за щиколотки). По статистике, это уменьшает риск травм, даже если кресло будет сорвано с места.

С начала 1980-х годов для безопасности детей при посадке в США используют некоторые виды автомобильных детских кресел. Правда, это возможно, только если ребёнок сидит на отдельном месте, а не на коленях родителя. Сидение на коленях родителя вообще крайне опасно при аварийных посадках, так как вес ребёнка при перегрузках может увеличиться многократно, и родитель просто его не удержит. Для ребёнка, сидящего на коленях, выдают дополнительный ремень безопасности, пренебрегать им не стоит.

В американских авиакомпаниях отрабатывались различные способы расположения ребёнка, в том числе на полу перед перегородкой (если родители сидят в первом ряду кресел и есть возможность завернуть ребёнка в одеяло) или же на коленях родителей.

При аварийной посадке возможен пожар, для защиты от него лучше закрыть тело одеждой по максимуму. Надевайте всё, что у вас есть, и дополнительно завернитесь в одеяло, которые выдают на борту.

ВАЖНО: синтетические ткани горят и прикипают к коже; так можно получить большой ожог даже при незначительном горении. Лучше всего, если на вас будет одежда из натуральной кожи или шерсти.

При аварийной посадке снимите обувь на высоком каблуке. Бегать в ней неудобно, к тому же острый каблук может проткнуть надувной спасательный трап, на который вам нужно прыгнуть. Если вы сняли обувь, держите её в руках и наденьте обратно, как только окажетесь на земле. Босиком, особенно при приземлении в темноте и разливе топлива, легко повредить ноги уже после выхода из самолёта.

Читайте также  Правила установки пожарного шкафа

Вывод: всё, перечисленное выше, делаем сами. Стюардессы тут не помогут.

Правило 7. Пожар на борту – выползаем

Фото с сайта en.trend.az

При пожаре корпус самолёта прогорает за 1,5-2 минуты. К сожалению, многие добавки, которые применяют в отделочных материалах, используемых на борту для уменьшения скорости горения, увеличивают количество дыма и токсичных газов, которые и становятся причиной гибели пассажиров.

Источником пожара может быть разлив топлива, повреждение электропроводки, но также и банальное курение на борту. Не курите в туалете! Помимо того, что курение на борту запрещено, пожар в туалете сложно заметить вовремя. В некоторых случаях его замечали уже тогда, когда горение становилось неуправляемым.

В 1983 году 44 пассажира рейса Техас-Торонто погибли из-за пожара, начавшегося в туалете, даже несмотря на то, что после обнаружения огня самолёт быстро пошёл на посадку и успешно сел.

Дым скапливается у потолка, там же самая высокая температура. Эвакуироваться лучше, согнувшись в неполный рост, при сильном задымлении – ползти. Именно поэтому указатели пути к аварийному выходу обычно выглядят как световая дорожка на полу.

Эвакуируясь при пожаре, двигайтесь как можно быстрее, старайтесь не вдыхать дым и будьте готовы поискать ещё один выход, если к ближайшему стоит очередь или же его нельзя открыть.

Аварийный выход не открывают

— если со стороны выхода снаружи горит сильное пламя,

— если деформирован фюзеляж, и выход заклинило.

При эвакуации ручную кладь не берут! Багаж не только замедляет движение, его острые углы могут повредить надувной трап. Кроме того, держа вещи в руках, неудобно прыгать с высоты.

Тем, кто выжил в Sukhoi Superjet, нужна помощь, а не осуждение

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/sem-pravil-povedeniya-v-padayushhem-samolete/

Безопасность в самолете, как вести себя при авиационных авариях, катастрофах, аварии при взлете и посадке, что делать при пожаре в самолете

Правила поведения при пожаре в самолете

Находясь в самолете, имейте при себе наполненную водой емкость и желательно весь дежурный набор для выживания, скорректированный по сезону и условиям полета. Если полет будет проходить над водой, возьмите с собой что-нибудь достаточно плавучее, например, просто завяжите ручной багаж в прорезиненный мешок, а его уж замаскируйте в сумке. 

В случае аварийной посадки безопаснее всего сеpедина салона. Пересядьте туда, не дожидаясь происшествия, если есть свободные места, потому что когда объявят аварийную ситуацию, сеpедина окажется в дефиците. Уточните, где находится аварийный выход, какие способы эвакуации из салона предусмотрены, есть ли кислородные маски и как пустить в них кислоpод, какие есть средства спасения на воде. Контейнеры с масками обычно крепятся к потолку или к спинке переднего кресла.

В качестве спасательных плавучих средств обычно применяются нижние кресельные подушки, надувные жилеты которые находятся под креслами, надувные трапы, надувные плотики. Садитесь ближе к выходу из салона или к аварийному выходу. Может иметься аварийный выход на крыло. Им можно воспользоваться при пожаре на земле и при посадке на воду.

 Отрегулируйте привязной ремень по своему телу, потренируйтесь в быстром застегивании и расстегивании. Слабины быть не должно. Не отстегивайтесь в течение всего полета, иначе при внезапном маневре или попадании в воздушную яму можете оказаться на потолке. По этой же причине ходить по салону — опасно.

Пристегните соседа, иначе он может упасть на вас с потолка.

Аварии при взлете и посадке самолета

На время взлета и посадки наденьте пальто — если оно из трудновозгораемого материала (шерсти, кожи). В случае пожара оно обеспечит вам некоторую защиту. Не надевайте туфли на тонких каблуках, они могут проткнуть аварийный надувной трап. Пpи pиске аварийной посадки позаботьтесь, чтобы на полке над вами не было ничего жесткого и тяжелого. Свой багаж деpжите под креслом или на коленях. Пpи аварийной посадке замотайте голову какой-нибудь одеждой, закройте лицо руками и нагнитесь к коленям. Это защитит от осколков.

Если пространство между креслами слишком тесное, упритесь руками в переднее кресло и положите голову на руки. После аварийной посадки задача номеp один — выбраться из самолета, пока не взорвалось топливо. При намеке на панику помогите экипажу навести порядок. Например, заявите громко : «Кто будет оpать, тому расшибу голову!» Командирский голос надо ставить заранее. Если в критической ситуации нет лидера, беите инициативу на себя. Ваши средства : спокойствие, приказ, кулак.

Декомпрессия в самолете

При аварии на большой высоте может наступить декомпрессия — падение давления воздуха в салоне. Признаки декомпрессии : свист, боль в ушах, боль в кишечнике, потепление и пощипывание кожи. Наденьте кислородную маску и меньше двигайтесь. Пpи быстрой декомпрессии на большой высоте у вас на надевание кислоpодной маски будет только 15 секунд. Запоздав, Вы потеряете сознание. Сначала наденьте маску сами, и только потом помогайте окружающим. Кислоpод не начнет поступать, пока вы не включите его подачу. Обычно надо дернуть за шнурок, тянущийся от маски к предохранителю.

Если пеpед вами или над вами внезапно открылся отсек с кислородными масками, надевайте маску немедленно. Не оглядывайтесь на других и не задавайте вопросов. Дело в том, что пpи падении давления этот отсек открывается автоматически. По ощущениям трудно определить, поступает кислоpод или нет, так как он не имеет запаха. Закpепите маску на голове, потому что еще есть опасность потеpять сознание. Стюардесса вам не поможет, поскольку будет занята другими.

Пожар в самолете

Желательно имейте при себе складной нож не криминального размера. Должен быть под рукой хотя бы такой инструмент. Опыт показывает : через устройство проверки небольшой нож проносится запросто. В случае пожара на земле вам отпущено судьбой 5 минут на эвакуацию. Чем ближе к полу, тем меньше задымленность. Ползите на четвереньках. Если есть время, получше прикройте кожу: наденьте перчатки, шляпу и так далее. Выбравшись из самолета, быстро уходите от него на расстояние не меньше 1,5 километра.

Приводнение на самолете

Преждевременно надутый спасательный жилет может помешать вам выбраться из салона, если придется нырять. Если вы будете находиться непосредственно в воде, у вас будет в 10 pаз меньше шансов выжить, чем если вы будете на спасательном плотике. В основном, из-за переохлаждения. Отправляясь в полет, одевайтесь в яpкое. Вас скорее обнаружат на воде.

По материалам книги «Советы авиапассажирам».
Д.А. Джонсон. 1989 год.

Источник: https://survival.com.ua/bezop-samolete-vestisebya-aviatsionnyih-avariyah-katastrofah-vzlete-posadke-pozhare/

Чс на борту самолета: аварийный взлет/посадка, разгерметизация, пожар

Правила поведения при пожаре в самолете

По результатам официальной статистики самолет признан не только самым быстрым и комфортным, но и безопасным видом пассажирского транспорта. Количество человек, погибающих в авиакатастрофах значительно меньше, чем в тех же автомобильных авариях. Кроме того, массовые ДТП происходят практически ежедневно, а вот крупные аварии с участием пассажирской авиации раз в несколько лет.

Однако многие люди бояться перелетов, и всячески пытаются их избежать. Причина кроется в том, что самолет представляет собой ограниченное пространство с большим скоплением людей, и его работа предполагает нахождение на большой высоте над землей. Во время падения, пожара в салоне самолета или жесткой посадке выжить удается далеко не всем.

Виной этому недостаток информации о том, как следует себя вести при ЧС на борту самолета, а также невнимательное отношение к указаниям бортперсонала. В статье описаны наиболее распространенные чрезвычайные ситуации, которые могут возникнуть во время полета.

Дан порядок действий, который поможет вам действовать более уверенно и грамотно, что значительно увеличит ваши шансы на благополучный исход авиапутешествия.

Дебошир на борту: что делать в случаи конфликта или драки

Агрессивное поведение пассажиров на борту в последнее время становится все более частой ЧС на самолете. Часто это происходит из-за сильного алкогольного опьянения или наличия фобии перед полетом. Страх и беспокойство принимает паническую форму, и удержать эти чувства внутри человек просто не в силе. Чаще всего инициатором конфликта выступают мужчины, но и женщина может проявить себя во всей красе.

В авиации даже существует такое понятие, как «пьяные чартеры». Применяется оно чаще всего к туристическим полетам в Турцию, Таиланд, Египет и ОАЭ.

Наибольшую опасность представляет собой ситуация, когда на борту самолета оказываются группы спортивных болельщиков. Массовые конфликты с эмоционально возбужденными людьми уладить сложнее.

Ни в коем случае не ввязывайтесь в конфликт. Не отвечайте на провокации, особенно, если человек находится в нетрезвом состоянии. Следите за своими движениями и тембром голоса. Любой резкий взмах руки или крик может стать спусковым механизмом для дебошира, и он перейдет в атаку. Если вы стали свидетелем драки, то пригласите бортпроводника и сохраняйте спокойствие.

На борту зарубежных авиакомпаний присутствуют специально – обученные маршалы. Именно они занимаются усмирением агрессивных пассажиров. В России подобной практики, пока нет. Однако нововведением стало обучение бортперсонала некоторым приемам самообороны. Они заключаются в умении быстро, эффективно, и главное, нетравматично для самого дебошира, успокоить его.

Следует знать, что наказание за подобное поведение может включать как насильственное снятие пассажира с борта самолета и занесение его в «черный» список, так и выписку штрафа и арест.

Действия при захвате самолета террористами

Захват или угон авиалайнера – это крайне редкий случай, поэтому особо беспокоиться о нем не нужно. Однако в истории авиации случались такие ситуации, и повторы их гарантированно исключать нельзя. Рассмотрим основные рекомендации, которые могут спасти вам жизни, если захват самолета все – таки произошел.

  1. Не паникуйте. Старайтесь не вмешиваться, чтобы не происходило. Не вставайте со своего кресла, остановите соседей от такого опрометчивого шага.
  2. Не перечьте захватчикам, не задавайте им вопросов, и вообще молчите, пока вас не спросят. Если к вам обратились, не нужно это игнорировать.
  3. Даже, если вы уверенны, что справитесь с террористом, не рискуйте. Вполне возможно, что он не один. Кроме того, у него под одеждой может быть взрывчатое вещество, и ваша попытка спасти всех, может всех и погубить.
  4. Не отвечайте на возможные оскорбления или издевки со стороны преступников
  5. Старайтесь вести себя тихо и неприметно, не общайтесь с соседними пассажирами. Не пытайтесь воспользоваться телефоном. Все это может спровоцировать агрессию в захватчиках.
  6. Самым лучшим действием при захвате самолета будет ваше подчинение и принятие ситуации.
  7. Единственное, что вам нужно делать – это по – возможности запоминать все разговоры преступников, тембр голоса, приметы внешности, одежду, манеру поведения.
  8. В попытке расслабиться или успокоиться не прибегайте к принятию спиртных напитков. Не реагируйте на плачущих детей, лучше помогите их успокоить.
  9. Не заступайтесь за членов экипажа, не выказывайте недовольство их решениями или действиями. Всегда выполняйте поступившие распоряжения от пилотов, даже если с ними категорически не согласны.
  10. Не вступайте в сговор с террористами, не верьте их обещаниям. Они могут использовать все что угодно для достижения своих целей.
  11. Думайте о себе, но и не забывайте, что с вами в салоне находятся дети, пожилые люди. Ведите себя так, чтобы потом не было стыдно.
  12. Если вы стали свидетелем того, как кто-то из пассажиров или членов экипажа смог тайно покинуть самолет, не меняйте своего поведения. Не привлекайте к этому факту ничьего внимания, никому об этом не говорите.
  13. В случае ухудшения самочувствия или необходимости принять какое-либо лекарство сообщите об этом преступникам.
Читайте также  Общие правила безопасного поведения при пожаре

Помните, что если переговоры спецслужб с захватчиками не увенчаются успехом, то скорее всего будет проведен захват самолета сотрудниками правоохранительных органов. В таком случае следует упасть вниз или спрятаться за спинками кресел. Не бегайте по салону. Вы можете попасть под перекрестный огонь.

Получив распоряжение покинуть салон самолета, делайте это быстро. Не ищите и не собирайте свои вещи. Будьте психологически готовы к тому, что вас будут опрашивать. Попробуйте собраться, и ответить максимально точно на все вопросы.

Турбулентность: поведение при попадании в воздушную яму

Во время полета над водной поверхностью или населенным пунктом возможны смещения воздушных потоков, так как воздух в таких местах прогревается неравномерно. Самолет может подниматься и опускаться на несколько метров, возникает небольшая тряска и качка в салоне.

Обычно большой опасности подобное явление не представляет, но пассажиров оно может изрядно напугать. Следует помнить, что при прохождении зоны турбулентности необходимо пристегнуться, чтобы не получить ушибы и травмы.

Все вещи должны быть хорошо закреплены, иначе при сильной встряске они попадают на сидящих пассажиров. При посадке и занятии своего места, убедитесь, что рядом с вами и над вами нет тяжелых, острых предметов.

Карманы одежды лучше освободить от содержимого, особенно следует вытащить ручки, ключи, зажигалки. Вы можете случайно наткнуться на них и получить травму.

Пожар в самолете: правила поведения

Возгорание во время полета может возникнуть по разным причинам. Этому может способствовать поломка на борту, непредвиденная ситуация при посадке или взлете, замыкание электрооборудования. Кроме того, часто виновниками такой страшной и опасной ситуации становятся сами пассажиры. Некоторые люди просто игнорируют запреты курение на борту и пользование источниками открытого огня.

Действия при пожаре в самолете предусматривают следующее:

  • Перед полетом внимательно слушайте стюардессу, которая объясняет расположение не только центральных входов на борт, но и где находятся запасные (аварийные) выходы.
  • Запомните, на каком расстоянии вы находитесь от выхода, посчитайте кресла, чтобы иметь возможность ориентироваться на ощупь в задымленном салоне.
  • При возникновении возгорания не стремитесь, во что бы то ни стало добраться до выхода, через который вы поднялись в самолет. Так поступят практически все пассажиры, и возникнет давка. Помните об аварийных выходах, чаще всего там крайне мало людей.
  • На эвакуацию из горящего самолета есть всего 1, 5- 2 минуты. Не задерживайтесь у надутого трапа. Не нужно садиться на корточки и тихонько съезжать. Просто прыгайте на него.
  • Избавьтесь от всей легковоспламеняющейся одежды. Особенно это касается девушек. Лосины и капроновые колготки необходимо будет снять, чтобы не получить сильные ожоги.
  • Снимите также обувь на высоком каблуке, чтобы избежать вывихов, не нанести травму другим пассажирам и не повредить аварийный трап. Держите ее в руках, чтобы оказавшись на земле быстро обуться.
  • Открытые участки кожи закройте плотной тканью из натуральных материалов.
  • Защищайте голову и дыхательные пути от продуктов горения. В случаи сильного задымления необходимо пригнуться к полу или ползти к выходу.
  • Не открывайте самостоятельно люки. Подобное действие может усилить пламя.

Если возгорание произошло во время полета, то следует приготовиться к жесткой посадке. С небольшим огнем можно справиться с помощью имеющихся огнетушителей на борту. Помните, что бортпроводники и экипаж делают все для спасения пассажиров и самолета, поэтому не игнорируйте их указания, не паникуйте и не мешайте их работе.

Разгерметизация в самолете: что делать, чтобы выжить

Утрата самолетом герметичности под воздействием внутренних или внешних факторов называется разгерметизацией. В данной ситуации крайне опасной является декомпрессия. Она представляет собой резкое падение давления воздуха в салоне. При этом она может быть крайне быстрой, сопровождающейся громким шумом и звуком выходящего из салона воздуха и медленной, когда ее признаки обнаруживаются только при возникновении гипоксии.

При разгерметизации в самолете, действия должны быть четкими и быстрыми, так как потеря даже нескольких минут может стоить вам жизни. Данная ситуация часто приводит к авариям, в которых не удается никому выжить. Однако современные самолеты предусматривают систему безопасности, которая сможет помочь пассажирам даже в такой, казалось бы, безнадежной ситуации.

  1. Пристегните ремни безопасности. Они смогут вас удержать в кресле, и вас не унесет воздушным потоком из салона.
  2. Немедленно одевайте кислородную маску. Частой ошибкой является приложение маски к лицу и придерживание ее рукой. При любой сильной встряске или ухудшении самочувствия маска выпадет, и вы задохнетесь.
  3. Первым делом позаботьтесь о себе, потом помогайте близким, любимым и соседям.
  4. Не вставайте с места. Сгруппируйтесь, как написано в памятке.

Маска даст возможность нормально дышать в течение 15 минут. Этого времени может хватить пилотам, чтобы опустить борт на высоту 3 км, на которой воздух не так сильно разряжен. В таком случае, люди смогут дышать самостоятельно без нанесения сильного вреда здоровью.

Аварийная ЧС на самолете при взлете или посадке

В данном случае следует следовать указаниям бортпроводников. Пристегните ремни и отрегулируйте их под свой вес. Правильно, чтобы они находились на уровне бедер, а не на животе, и плотно прилегали к телу.

Принять следующую позу:

  1. скрестить руки и упереться ими об спинку соседнего кресла, либо можно упереться локтями;
  2. положить на руки голову и закрыть ее ладонями;
  3. ногами упереться в пол;
  4. напрячь все мышцы.

Любые аксессуары на шее могут представлять опасность. Рекомендуется перед полетом снять цепочки, шарфы, галстуки. При ударе немного подайтесь вперед и вниз. До окончательной остановки самолета не вставайте с кресел и не расстегивайте ремень безопасности. За первым ударом часто следуют еще толчки, обладающие гораздо большей разрушительной силой.

При остановке будет объявлена эвакуация. Надувные трапы растягиваются у всех выходов, включая аварийные. Действовать необходимо быстро, так как авария может сопровождаться пожаром и взрывом.

Покинув самолет, отойдите на безопасное расстояние. Не мешайте остальным пассажирам  и сотрудникам чрезвычайных служб.

Как себя вести пассажиру при посадке на водную поверхность

При ЧС на борту самолета может возникнуть необходимость в срочной посадке, даже если полет проходит над водой.

В таком случае пилоты постараются посадить борт так, что он оставался на поверхности как можно дольше. При горизонтальной мягкой посадке самолет будет находиться на плаву в течение 30-40 минут.

Система безопасности авиации для таких случаев предусматривает наличие на борту индивидуальных (спасжилеты) и коллективных спасательных средств (надувной плот). Жилеты находятся под каждым креслом.

Если полет долгое время будет проходить над водой, то перед взлетом обязательно проводится инструктаж по правильному использованию жилетов. Обычно одевать его следует через голову. Заранее оденьте многослойно теплую одежду. Отрегулируйте размер с помощью специальных ремней. Не надувайте его пока, не выберетесь из салона самолета. Оказавшись в воде, используйте свисток и фонарь для привлечения спасателей.

Плот для коллективного спасения, как правило, начинает надуваться самостоятельно при соприкосновении с водой. Если этого не происходит, воспользуйтесь специальным рычагом сбоку плота.

 Фотографии полных инструкций доступны по кнопке «СКАЧАТЬ» 

Источник: https://fireman.club/statyi-polzovateley/deystviya-pri-chs-na-bortu-samoleta-avariynom-vzlete-posadke-razgermetizatsii-i-pozhare/