Содержание
- 1 Требования к вертолетным площадкам в РФ
- 1.1 Этапы проектирования и строительства площадок
- 1.2 Технический надзор в области возведения авиационных объектов
- 1.3 Индивидуальный надзор за авиационными объектами
- 1.4 Требования к площадкам для вертолетов
- 1.5 Класс вертодрома и рациональность расположения
- 1.6 Безопасность полетов
- 1.7 Влияние на воздушное пространство
- 1.8 Влияние на населенные районы
- 1.9 Как самостоятельно оформить посадочную площадку
- 1.10 Для вертолета Ми-8
- 1.11 Для вертолета Ми-26
- 1.12 Общие положения
- 1.13 Размеры и разметка
- 1.14 Обозначение границ
- 1.15 Поисково-спасательные работы на Ми-8
- 1.16 Оборудование вертолетной площадки требования — Пожарная безопасность
- 1.17 Требования к посадочной площадке для вертолета Ми-8
- 1.18 Требования к посадочной площадке для вертолета Ми-26
- 2 Сп 135.13130.2012 вертодромы. требования пожарной безопасности, сп (свод правил) от 13 ноября 2012 года №135.13130.2012
Требования к вертолетным площадкам в РФ
Проектирование вертолетных площадок одна из востребованных услуг, предлагаемых строительными фирмами. Данные работы требуют соблюдения минимальных принципов и нюансов возведения подобных построек.
Главное при возведении площадок для вертолетов — соблюдение техники безопасности при эксплуатации и санитарных норм, установленных государством.
Также, в зависимости от последующей эксплуатации, вертолетная площадка должна обладать соответствующими размерами и разметкой.
Этапы проектирования и строительства площадок
Возведение посадочных площадок осуществляется в несколько этапов:
- Проводится исследование возможностей планируемой площадки специалистами.
- Проведение инженерно-изыскательных работ на местности.
- Составление экономического и технического плана, разметки вертолетной площадки.
- Выбор типа покрытия площадки — алюминиевый сплав либо асфальтобетон.
- Разработка схемы сигнального и светового оборудования, расчет оборудования, необходимого для радиосвязи и навигации.
- Разметка мест для стоянки и дорожек для подруливания судов к площадке. Возведение полноценной вертолетной площадки требует сооружений для заправки и технического обслуживания вертолетов.
- Генеральный проектировщик выдает экспертное заключение и передает разработанный проект на строительство.
Предъявляемые к вертолетным площадкам требования соответствуют установленным государственным нормам. Сама площадка должна отвечать требованиям по охране и безопасности окружающей среды.
Технический надзор в области возведения авиационных объектов
Для специфичной авиационной области строительства характерна неприятная особенность: расхождение требований заказчика и предложений застройщика.
Строительные компании в погоне за прибылью могут нарушать установленные нормы и правила, допуская брак при возведении и завышая стоимость строительных материалов.
Подобные действия весьма опасны, поскольку сразу выявить допущенные при строительстве сооружений ошибки невозможно: они проявят себя только в процессе эксплуатации возведенной вертолетной площадки.
Впрочем, некоторые скрытые дефекты можно отыскать на этапе строительства, чем занимаются специалисты службы технического надзора.
Их работа гарантирует отсутствие проблем при дальнейшей эксплуатации площадки и исключает большие затраты на возможный ремонт, обеспечивая безопасность людей.
Индивидуальный надзор за авиационными объектами
Каждый этап строительства авиационных объектов отслеживается специалистами, проводящими инженерный и технический надзор. Основная цель процедуры — соответствие действующим требованиям и нормам, в том числе и утвержденному проекту.
Выделяют несколько этапов надзора:
- Монтажные и строительные работы должны соответствовать имеющейся проектной документации и установленным требованиям и нормативам.
- Все работы должны выполняться в соответствии с технологическими процессами, что тщательно контролируется специалистами. Возведенные конструкции должны быть устойчивыми, прочными, обладать длительным сроком эксплуатации. Аналогичными характеристиками должны обладать технические элементы и оборудование.
- Вопрос внесения изменений в проект обсуждается специалистами незамедлительно.
- Заказчик и рабочие, осуществляющие строительство и монтаж, должны быть ознакомлены с проектной документацией.
- Информация о расхождении с установленными сроками либо некачественном выполнении работ передается заказчику. Подрядчик обязуется устранить все допущенные ошибки и недоразумения.
- Специалисты службы надзора должны присутствовать при приеме «скрытых» деталей объекта, которые влияют на бесперебойную работу комплекса в целом, его срок эксплуатации и надежность.
Требования к площадкам для вертолетов
При построении вертолетных площадок на крышах и прочих участках учитывается несколько аспектов:
- Преимущества вертолетов как воздушных судов вертикального взлета и посадки.
- Уровень шума для обеспечения минимальной зашумленности района.
- Роза ветров для сокращения взлета и посадки с боковым ветром и исключения попутного.
- Возможность совершения аварийной посадки в любое время.
Вертолетные площадки в аэропортах возводятся на уровне почвы, а не на крышах построек. Чаще всего их оборудуют на перронах для самолетов, что эргономичнее, дешевле и проще.
Выбор вертолетной площадки осуществляется на основе четырех факторов:
- Класс площадки и рациональность ее расположения.
- Влияние на воздушное пространство.
- Безопасность полетов в выбранной зоне.
- Влияние на расположенные поблизости населенные районы.
Класс вертодрома и рациональность расположения
Вертолетные площадки возводятся на крышах зданий, над водой или землей. С минимальными материальными затратами их могут возводить на уровне почвы. К примеру, в Москве вертолетные площадки часто строятся на крышах построек.
Класс вертодрома определяется летными параметрами вертолетов, типа постройки и требуемого обеспечения. Маленькие площадки возводятся при отсутствии необходимости в постройках обеспечения и минимуме оборудования.
Безопасность полетов
Основа безопасности полетов кроется в наличии доступных воздушных подходов к построенному вертодрому.
Траектория полета должна осуществляться над территорией, позволяющей выполнить аварийную посадку. Данное условие должно соблюдаться для однодвигательных воздушных машин.
Вертолеты с несколькими двигателями могут продолжать полет в течение длительного времени при отказавшем моторе.
Влияние на воздушное пространство
Вертолетные площадки возводятся только после определения их влияния на воздушные пути и возможность использования вертолетов и прочих воздушных судов. Этот аспект наиболее важен при возведении площадок поблизости от жилых районов, аэропортов и прочих авиационных фирм.
Влияние на населенные районы
Строительство вертолетных площадок требует обязательного извещения населения в близлежащих районах, в частности, владельцев недвижимости, о предстоящих работах. При возведении в обязательном порядке учитывается уровень шума, создаваемый воздушными судами.
Вертодромы располагают таким образом, чтобы шум от них не мешал окружающему населению. Поскольку максимальный уровень звука достигается при взлетах и посадках, траектории полетов прокладываются так, чтобы они не совпадали с жилыми районами.
Площадь взлетно-посадочной площадки высчитывается на основании размеров вертолета, диаметров несущего винта и веса.
Учитываются не только машины, которые будут эксплуатировать площадку, но и более тяжелые модели.
Также берется в расчет метод посадки и взлета — вертикальный либо по траектории, состояние воздушных путей — ограниченные или открытые.
Источник: https://www.navolne.life/post/vertoletnyie-ploschadki-proektirovanie-trebovaniya-po-razmetke-i-bezopasnosti
Как самостоятельно оформить посадочную площадку
Для нормального функционирования аэроклуба необходимо наличие посадочной площадки. Гораздо проще оформить посадочную площадку, чем «заморачиваться» с регистрацией аэродрома
Определим, в чем заключается отличие между аэродромом и посадочной площадкой, действительно ли нужно регистрировать аэродром для выполнения полетов на личном самолете. Оба термина определяются Воздушным кодексом РФ в Статье № 40:
«Аэродром» — участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
«Посадочная полоса» — участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
Казалось бы, отличие в определении, но для регистрации аэродрома от вас потребуется выполнить гораздо больше действий и согласований, чем при регистрации посадочной площадки:
Источник: https://center-avtomatiki.com/trebovaniya-k-vertoletnym-ploschadkam-v-rf/
Для вертолета Ми-8
Минимальные размеры площадки для взлета и посадки по-вертолетному в зоне влияния земли при отсутствии препятствий на подходе должны составлять 50х50 метров, при этом размер спланированной рабочей площади должен быть не менее 20х20 метров. А при наличии препятствий высотой до 15 метров на границах площадки на высотах до 1500 метров – 50х120 метров; на высоте 2000 метров – 50х165 метров; на высоте 3000 метров – 50х255 метров.
Максимальные величины уклонов площадки для выполнения взлета и посадки по-вертолетному, с выключением двигателей после приземления, не должны превышать 3°.
Для вертолета Ми-26
Минимальные размеры площадок при взлете и посадке по-вертолетному без использования влияния земли на Н = 0-1000 м составляет 80х50 м, при этом размер спланированной рабочей площади должен быть не менее 20х20 метров.
Максимальные величины уклонов площадки для выполнения взлета и посадки по-вертолетному с выключением двигателей после приземления не должны превышать 3°.
Общие положения
Знаки посадочной площадки могут представлять собой дорожные сигнальные конусы или автопокрышки, окрашенные в контрастный цвет, а так же флажки белого цвета (летом), красного цвета (зимой).
Зона посадочной площадки должна быть очищена от посторонних предметов, которые могут быть подняты воздушным потоком при заходе на посадку (с целью исключить попадания посторонних предметов в лопасти несущего, рулевого винта и двигателя), препятствия в этой зоне должны быть высотой не более 1 метра.
Рабочая площадь посадочной площадки должна быть чистой и ровной, с уклоном не более 3о. Площадка должна иметь твердую поверхность, исключающую возможность проваливания колес шасси. Если площадка пыльная (песок и т.д.), необходимо перед прилетом вертолета, пролить водой площадку в радиусе 20 метров.
При отсутствии ветроуказателя на площадке, встречающему необходимо при себе иметь дымовой фальшвеер (для определения ветра экипажу) и радиостанцию настроенную на частоту – 133.5 позывной «Подножка». При подлете воздушного судна за 1000-1500 метров, установить связь с вертолетом и зажечь дымовой фальшвеер. Посадочная площадка должна располагается таким образом, чтобы здания, естественные сооружения, вышки, ЛЭП (палатки и т.д.) находились на удалении не менее 50 метров.
После посадки:
- При выключении вертолета:
- встречающему личному составу приближаться к воздушному судну со стороны пилотской кабины только после полной остановки винтов;
- подъезд автотранспорта к воздушному судну после полной остановки винтов по команде бортового инженера или на расстояние не менее 5 метров от обметаемой площади несущего винта.
- Без выключения двигателей вертолета:
- встречающему личному составу приближаться к воздушному судну со стороны пилотской кабины только по команде бортового инженера, при этом пассажирам двигающимся к воздушному судну плотно закрепить головные уборы и личные вещи (чтобы исключить попадание посторонних предметов в лопасти несущего, рулевого винта и двигателя);
- подъезд автотранспорта к воздушному судну по команде бортового инженера или на расстояние не менее 10 метров от обметаемой площади несущего винта.
Приближаться к вертолету можно только со стороны пилотской кабины, с других сторон СТРОГОЗАПРЕЩЕНО!
Требования пожарной безопасности к вертодромам изложены в СП 135.13130.2012
Размеры и разметка
Размеры вертолетных посадочных площадок
1 – зона посадочной площадки: для Ми-8 50х50 м, для Ми-26 50х80 м; 2 – рабочая площадь посадочной площадки разбивается: для Ми-8 20х20 м, для Ми-26 25х25 м; 3 – маркируется усеченным конусом (призмой) оранжевого (красного) цвета или флажками белого цвета (летом), красного цвета (зимой). При посадке ночью четырьмя фонарями белого (красного) цвета
Обозначение границ
Обозначение границ вертолетной площадки
1 – усеченный конус; 2 – призма; 3 – флажок; 4 – дорожный сигнальный конус
Поисково-спасательные работы на Ми-8
Аварии на авиационном транспорте
При выполнении ПСР, поисково-спасательная группа подбирает площадку для посадки вертолета с посадочной зоной 50х50 м (исключая на ней препятствия высотой более одного метра) и рабочей площадью 20х20 м (препятствий не должно быть). Посадочная площадка должна располагается таким образом, чтобы здания, естественные сооружения, вышки, ЛЭП (палатки и т.д.) находились на удалении не менее 50 м.
Поисково-спасательная группа должна состоять не более чем из 6 человек (один из которых доктор и старший группы), с закрепленной экшн-камерой на шлеме:
- у старшего группы;
- доктора;
- одного из спасателей (для видео-фиксации ПРС и при необходимости разбора выполненных работ).
Поисково-спасательная группа должна иметь при себе:
- все необходимое поисково-спасательное снаряжение и оборудование как для работы на суше, так и на воде (бинокль, спусковые устройства и снаряжения, спасательные жилеты и гидрокостюмы), а также носилки;
- спасательное снаряжение для пострадавших (косынку, спасательные жилеты – для эвакуации пострадавших с режима висения над сушей и водной поверхностью).
Источник: https://fireman.club/statyi-polzovateley/vertoletnaya-posadochnaya-ploshhadka-trebovaniya-mery-bezopasnosti/
Оборудование вертолетной площадки требования — Пожарная безопасность
Требования настоящих Правил применяются в соответствии с требованиями эксплуатационной документации воздушного судна, т.к. посадочные площадки используются для выполнения разовой посадки и менее 30 дней в течение календарного года.
Требования к посадочной площадке для вертолета Ми-8
Минимальные размеры площадки для взлета и посадки по-вертолетному в зоне влияния земли при отсутствии препятствий на подходе должны составлять 50х50 метров, при этом размер спланированной рабочей площади должен быть не менее 20х20 метров. А при наличии препятствий высотой до 15 метров на границах площадки на высотах до 1500 метров – 50х120 метров; на высоте 2000 метров – 50х165 метров; на высоте 3000 метров – 50х255 метров.
Максимальные величины уклонов площадки для выполнения взлета и посадки по-вертолетному, с выключением двигателей после приземления, не должны превышать 3°.
Требования к посадочной площадке для вертолета Ми-26
Минимальные размеры площадок при взлете и посадке по-вертолетному без использования влияния земли на Н = 0-1000 м составляет 80х50 м, при этом размер спланированной рабочей площади должен быть не менее 20х20 метров.
Источник: https://rutd-ksk.com/trebovaniya-k-vertoletnym-ploschadkam-v-rf/
Сп 135.13130.2012 вертодромы. требования пожарной безопасности, сп (свод правил) от 13 ноября 2012 года №135.13130.2012
СП 135.13130.2012
ОКС 13.220.01
Дата введения 2012-11-01
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации, правила применения сводов правил установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Сведения о своде правил
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий*» (ФГБУ ВНИИПО МЧС России)___________________
* Текст документа соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 13 ноября 2012 г. N 677
3 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 27 ноября 2012 г.
4. В настоящем своде правил реализованы нормы Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется разработчиком в его официальных печатных изданиях и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация и уведомление размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет.
1 Область применения
1.1 Настоящий свод правил устанавливает требования пожарной безопасности, предъявляемые к вертодромам (посадочным площадкам для вертолетов), размещаемым на крышах зданий и сооружений.
1.2 Настоящий свод правил применяется при проектировании, строительстве, капитальном ремонте и реконструкции вертодромов, а также определяет нормы их обеспеченности дополнительным противопожарным и спасательным оборудованием.
1.3 Настоящий свод правил не распространяется на разработку систем противопожарной защиты закрытых сооружений для воздушных судов, вертодромов, расположенных на земной или водной поверхности и в водной акватории на плавающей или неподвижной конструкции.
2 Нормативные ссылки
В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и своды правил:
ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний
ГОСТ Р 50588-93 Пенообразователи для тушения пожаров. Общие технические требования и методы испытаний
ГОСТ Р 50982-2009 Техника пожарная. Инструмент для проведения специальных работ на пожарах. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 51017-2009 Техника пожарная. Огнетушители передвижные. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 51049-2008 Техника пожарная. Рукава пожарные напорные. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 51057-2001 Техника пожарная. Огнетушители переносные. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 51115-97 Техника пожарная. Стволы пожарные лафетные комбинированные.
Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 51844-2009 Техника пожарная. Шкафы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 53254-2009 Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения кровли. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 53259-2009 Техника пожарная. Самоспасатели изолирующие со сжатым воздухом для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 53260-2009 Техника пожарная.
Самоспасатели изолирующие с химически связанным кислородом для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 53264-2009 Техника пожарная. Специальная защитная одежда пожарного. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 53265-2009 Техника пожарная. Средства индивидуальной защиты ног пожарного. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 53268-2009 Техника пожарная. Пояса пожарные спасательные. Общие технические требования.
Методы испытаний
Источник: http://docs.cntd.ru/document/1200096440